Здравствуйте! Я недавно закончил Юридический Факультет Санкт-Петербургского
Государственного Университета и решил что вполне уже созрел для того что бы организовать свою
собственную юридическую фирму, конечно не такую крупную и известную как и у Вас, но тоже хорошую.
Вопрос: Разъясните мне порядок получения лицензии на оказание юридических услуг, надо ли использовать
кассовый апарат, как лучше ригистрироватся - АОЗТ или ТОО. А может ИЧП?.
Заранее благодарен.
Вопрос задал Арон
Ответ:
1. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
№ 158-ФЗ от 25.09.98 г. лицензированию подлежат виды деятельности перечисленные в этой статье,
а также другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента
вступления в силу вышеуказанного федерального закона иными федеральными законами. Ни в ст. 17
Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ни в иных федеральных законах не предусмотрено
лицензирование юридических услуг. Следовательно, для оказания юридических услуг получения лицензии
не требуется.
2. Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением» № 5215-1 от 18.06.93 г. «денежные расчеты с населением при осуществлении
торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями
(в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями,
учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным
применением контрольно-кассовых машин». Перечень предприятий, которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 745 от
30 июля 1993 года. Среди перечисленных в указанном перечне категорий предприятий не указаны предприятия,
занимающиеся оказанием юридических услуг. Следовательно, организации, оказывающей юридические
услуги, при расчетах с населением (физическими лицами) следует пользоваться контрольно-кассовыми
машинами.
При расчетах между юридическими лицами наличными денежными средствами, применение кассовых аппаратов
не обязательно. В соответствии с п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации
(утвержден Письмом Центрального Банка России от 4 октября 1993 г. N 18) прием наличных денег кассами
предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом
на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера
или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском
кассового аппарата.
3. Перечисленные Вами организационно-правовые формы (АОЗТ, ТОО и ИЧП) не предусмотрены Гражданским
Кодексом РФ и соответственно предприятия с указанными организационно-правовыми формами не могут
быть зарегистрированы. В отношении выбора какой-то определенной организационно-правовой формы
создаваемого предприятия дать однозначного ответа нельзя. При выборе организационно-правовой формы
юридического лица следует исходить из целей и задач, ставящихся перед создаваемым предприятием,
правового статуса юридического лица той или иной организационно-правовой формы и иных факторов.
Комментарий А.Сорокина.
К сказанному хотелось бы добавить, что в настоящее время при расчетах наличными между организациями
действует ограничение по максимальной сумме таких расчетов - 10.000 рублей.
Что касается предусмотренных в настоящее время гражданским кодексом РФ организационно-правовых
форм предприятий, то в прошлом году было Постановление ВАС, разъясняющее, что АОЗТ - одна из предусмотренных
Федеральным законом "Об акционерных обществах" форм акционерного общества - закрытое акционерное
общество. Кроме того в практике Регистрационной Палаты Санкт-Петербурга по приведению учредительных
документов АОЗТ в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" допускалось сохранение
официального наименования - АОЗТ.
В остальном с коллегой я согласен.
Ответил С. Редькин